Неделю назад компания Google начала активно продвигать свои офисные и коммуникационные сервисы, призывая отказываться от дорогих корпоративных решений. Прогресс вынуждает менять все виды бизнеса, в том числе и производителей программ, которые теперь продают «программы как сервис» (или SaaS, Software as a Service). Но внедрение софта по этой модели оставит многих без работы. Именно эта, политическая, а не технологическая проблема встанет на пути прогресса.
Работает SaaS примерно следующим образом. Покупая программное обеспечение, вы платите за сервис, который обеспечивает это программное обеспечение. А не за само программное обеспечение. За словом «сервис» скрывается плата за обслуживание сервера, на котором это программное обеспечение расположено, техническую
Предпосылок к появлению такой формы распространения программ, как SaaS, несколько. Во-первых, чисто финансовые. При такой модели уровень пиратства если не равен нулю, то стремится к нему. Обслуживание большого количество клиентов равномерно распределяет расходы по поддержанию всей системы, что в конце концов сказывается и на цене для потребителя. Во-вторых, технические: обслуживать, обновлять систему «у себя» значительно проще, нежели когда программное обеспечение уже продано клиенту и он сам с ним делает что вздумается.
Из широко известных и, пожалуй, наиболее удачных примеров SaaS можно привести онлайн-стратегию World of Warcraft. Купленная игра практически бесполезна без подписки на доступ к официальным серверам. Пиратских серверов немного, и большинство игроков ежемесячно несут деньги компании Blizzard, которая владеет этим игровым гигантом. Однако если в случае WoW — всё-таки это пример из сферы развлечений — выглядит всё вполне безобидно, то в бизнес-приложениях всё сложнее.
Любой продавец SaaS в первую очередь говорит о сокращении расходов на обслуживающий персонал и техподдержку продуктов. Для вас, если вы владелец бизнеса, такие расчёты понятны и очевидны, особенно в кризис, когда надо аккуратно «резать косты». Однако будет ли понятна такая модель вашим системным администраторам?
Говоря о недостатках модели SaaS, упоминают обычно о двух обстоятельствах: во-первых, постоянный доступ в интернет по хорошему каналу, что для Москвы и крупных городов уже не представляется проблемой, а вот для безграничной территории России, где доступ в интернет не самый дешёвый и не самый качественный, — это проблема. А во-вторых, это надёжность владельца сервиса: в случае SaaS, когда большинство данных находится на другой, не на вашей стороне, от сервис-провайдера требуется обеспечивать высокую безопасность коммерческих данных. Впрочем, если с первой сложностью медленно, но верно справляются большие телекомы, то вторую проблему уже на достойном уровне обеспечивают современные технологии. Например, онлайн-CRM SalesForce доверяют свои данные десятки тысяч клиентов.
Если сравнивать SaaS и традиционные формы развёртывания тех или иных систем, то невольно вспоминается рассказ Алекса Экслера «Путь в Фидо и дорога в интернет». Те, кто застал рассвет младшего брата интернета, улыбнутся, остальным предлагается изучить историю. Раньше, чтобы обеспечить офис электронной почтой, офисными программами, телефонией, в конце концов, надо было купить кучу оборудования, поставить в специальном помещении специальный сервер, который обычно обслуживало какое-то количество специальных людей. Всё это, естественно, стоило немалых денег. Сейчас вы за пару кликов регистрируетесь на соответствующем сервисе, например том же Google Apps, с вашей кредитной карточки списывается небольшая (на фоне прежних затрат на подобные решения) сумма, вы получаете нужное количество логинов и паролей, ссылки на необходимое программное обеспечение, которое легко устанавливается на любое число компьютеров. И вуаля — ваш офис обеспечен всем необходимым для групповой работы, вы не привлекли к данному решению дорогостоящих системных интеграторов и поддерживать всё это хозяйство может даже студент. Выглядит красиво. Но что на практике? В редких случаях, особенно это касается больших компаний, принятие решения о внедрении новых технологий или платформ происходит на уровне топ-менеджмента. Обычно же выбор того, какой сервер электронной почты, какие офисные программы, системы управления предприятием и прочий софт, лежит на руководителе IT-отдела, зачастую не самого маленького. Этот отдел, естественно, потребляет бюджет: на новые компьютеры, на зарплату многочисленного технического персонала. На дорогостоящее программное обеспечение. Если фактор откатов при работе с поставщиками программного обеспечения и оборудования, влияющий на принятие того или иного решения, мы будем рассматривать как пессимистичный, то сокращение издержек за счёт внедрения новых технологий и обоснованного сокращения техперсонала может стать серьёзным препятствием на пути внедрения SaaS.
Рассуждая о бизнесе будущего, о том, как будет устроено технологическое обеспечение работы организаций, невольно сталкиваешься с мыслью, что системный администратор как технический специалист быстро теряет свою ценность. Большинство приложений существуют в интернете, и для доступа к ним нужны лишь логин и пароль: ничего настраивать, устанавливать и переустанавливать не надо. Коммуникационные сервисы, программы управления проектами и клиентами — всё происходит через веб или через небольшие приложения, с настройкой которых может справиться даже домохозяйка. Чинить и обслуживать становится просто нечего. А если и есть чего, то с этим справятся фирмы, которые специализируются на техническом обслуживании компаний. Которые за скромную абонентскую плату будут быстро и грамотно всё исправлять.
Может быть, поэтому сисадмины так отмечают свой профессиональный праздник — как в последний раз? В конце концов, исчезновения метранпажей тоже почти никто не заметил.