Неделю назад компания Google начала активно продвигать свои офисные и коммуникационные сервисы, призывая отказываться от дорогих корпоративных решений. Прогресс вынуждает менять все виды бизнеса, в том числе и производителей программ, которые теперь продают «программы как сервис» (или SaaS, Software as a Service). Но внедрение софта по этой модели оставит многих без работы. Именно эта, политическая, а не технологическая проблема встанет на пути прогресса.

Работает SaaS примерно следующим образом. Покупая программное обеспечение, вы платите за сервис, который обеспечивает это программное обеспечение. А не за само программное обеспечение. За словом «сервис» скрывается плата за обслуживание сервера, на котором это программное обеспечение расположено, техническую поддержку пользователей и консультации. Проще говоря, абонентскую плату за то, чтобы всё хорошо работало. В качестве примера Google предлагает калькулятор, с помощью которого можно посчитать, сколько вы лишних денег тратите на поддержку продуктов и сервисов. Подсчёты Google вполне оптимистичны, тем более что строятся исходя из почасовой оплаты, которая не прижилась пока в России. Если считать по российским меркам, то годовой расход на технического специалиста составляет около 25 тыс. долларов. Часть его работы, может, самую существенную, Google выполнит существенно дешевле (те же самые Google Apps стоят 50 долларов в год за одно рабочее место). Затраты на покупку лицензий и их обновления для чистоты эксперимента можем не считать, тем более что во многих компаниях подобные решения сделаны на базе бесплатного программного обеспечения.

Предпосылок к появлению такой формы распространения программ, как SaaS, несколько. Во-первых, чисто финансовые. При такой модели уровень пиратства если не равен нулю, то стремится к нему. Обслуживание большого количество клиентов равномерно распределяет расходы по поддержанию всей системы, что в конце концов сказывается и на цене для потребителя. Во-вторых, технические: обслуживать, обновлять систему «у себя» значительно проще, нежели когда программное обеспечение уже продано клиенту и он сам с ним делает что вздумается.

Из широко известных и, пожалуй, наиболее удачных примеров SaaS можно привести онлайн-стратегию World of Warcraft. Купленная игра практически бесполезна без подписки на доступ к официальным серверам. Пиратских серверов немного, и большинство игроков ежемесячно несут деньги компании Blizzard, которая владеет этим игровым гигантом. Однако если в случае WoW — всё-таки это пример из сферы развлечений — выглядит всё вполне безобидно, то в бизнес-приложениях всё сложнее.

Любой продавец SaaS в первую очередь говорит о сокращении расходов на обслуживающий персонал и техподдержку продуктов. Для вас, если вы владелец бизнеса, такие расчёты понятны и очевидны, особенно в кризис, когда надо аккуратно «резать косты». Однако будет ли понятна такая модель вашим системным администраторам?

Говоря о недостатках модели SaaS, упоминают обычно о двух обстоятельствах: во-первых, постоянный доступ в интернет по хорошему каналу, что для Москвы и крупных городов уже не представляется проблемой, а вот для безграничной территории России, где доступ в интернет не самый дешёвый и не самый качественный, — это проблема. А во-вторых, это надёжность владельца сервиса: в случае SaaS, когда большинство данных находится на другой, не на вашей стороне, от сервис-провайдера требуется обеспечивать высокую безопасность коммерческих данных. Впрочем, если с первой сложностью медленно, но верно справляются большие телекомы, то вторую проблему уже на достойном уровне обеспечивают современные технологии. Например, онлайн-CRM SalesForce доверяют свои данные десятки тысяч клиентов.

Если сравнивать SaaS и традиционные формы развёртывания тех или иных систем, то невольно вспоминается рассказ Алекса Экслера «Путь в Фидо и дорога в интернет». Те, кто застал рассвет младшего брата интернета, улыбнутся, остальным предлагается изучить историю. Раньше, чтобы обеспечить офис электронной почтой, офисными программами, телефонией, в конце концов, надо было купить кучу оборудования, поставить в специальном помещении специальный сервер, который обычно обслуживало какое-то количество специальных людей. Всё это, естественно, стоило немалых денег. Сейчас вы за пару кликов регистрируетесь на соответствующем сервисе, например том же Google Apps, с вашей кредитной карточки списывается небольшая (на фоне прежних затрат на подобные решения) сумма, вы получаете нужное количество логинов и паролей, ссылки на необходимое программное обеспечение, которое легко устанавливается на любое число компьютеров. И вуаля — ваш офис обеспечен всем необходимым для групповой работы, вы не привлекли к данному решению дорогостоящих системных интеграторов и поддерживать всё это хозяйство может даже студент. Выглядит красиво. Но что на практике? В редких случаях, особенно это касается больших компаний, принятие решения о внедрении новых технологий или платформ происходит на уровне топ-менеджмента. Обычно же выбор того, какой сервер электронной почты, какие офисные программы, системы управления предприятием и прочий софт, лежит на руководителе IT-отдела, зачастую не самого маленького. Этот отдел, естественно, потребляет бюджет: на новые компьютеры, на зарплату многочисленного технического персонала. На дорогостоящее программное обеспечение. Если фактор откатов при работе с поставщиками программного обеспечения и оборудования, влияющий на принятие того или иного решения, мы будем рассматривать как пессимистичный, то сокращение издержек за счёт внедрения новых технологий и обоснованного сокращения техперсонала может стать серьёзным препятствием на пути внедрения SaaS.

Рассуждая о бизнесе будущего, о том, как будет устроено технологическое обеспечение работы организаций, невольно сталкиваешься с мыслью, что системный администратор как технический специалист быстро теряет свою ценность. Большинство приложений существуют в интернете, и для доступа к ним нужны лишь логин и пароль: ничего настраивать, устанавливать и переустанавливать не надо. Коммуникационные сервисы, программы управления проектами и клиентами — всё происходит через веб или через небольшие приложения, с настройкой которых может справиться даже домохозяйка. Чинить и обслуживать становится просто нечего. А если и есть чего, то с этим справятся фирмы, которые специализируются на техническом обслуживании компаний. Которые за скромную абонентскую плату будут быстро и грамотно всё исправлять.

Может быть, поэтому сисадмины так отмечают свой профессиональный праздник — как в последний раз? В конце концов, исчезновения метранпажей тоже почти никто не заметил.

via newsland.ru